Мы в TwitterМы В Контакте

Урок 2 "Не доверяйте инстинктам"



Безмерное уважение вызывает тот, кто готов учиться в любом воз­расте. Тем более, что опыт любого водителя обычно очень ограничен, возникающие дорожные ситуации столь скоротечны и в случаях дефи­цита времени плохо поддаются ана­лизу. Редкий водитель может вспом­нить последовательно свои действия, но вряд ли сможет их воспроизвес­ти. Это естественно, ведь в такие моменты действиями руководит под­сознание. Инстинкт самосохране­ния, как умеет, управляет нашими реакциями, это та соломинка, за ко­торую в отсутствие профессиональ­ных навыков приходится цепляться, «авось да вынесет».


В обычной жизненной ситуации инстинкты могут помочь. Но фокус в том, что человек не создан генети­чески для управления автомобилем. Ходить, бегать, бросать камни -опыт, заложенный в нас предыдущими по­колениями. Этот опыт плохо стыкует­ся с мастерством управления авто­мобилем. Входя в сложный поворот, редко кто избегает серии мелких оши­бок, которые в результате приводят к сносу передних колес.


Когда автомобиль становится не­стабильным, наш инстинкт самосо­хранения, пытаясь спасти нас, кри­чит: «Доворачивай, сбрасывай газ, тормози». В результате - очень серьезные аварии.


Дело в том, что в данной ситуации должны работать приобретенные на­выки и холодный анализ. Опыт мно­гих водителей показывает: если до-ворачивать уже плохо управляемый автомобиль, передние колеса перей­дут в скольжение и перестанут реа­гировать. Сброшенный газ лишит ав­томобиль возможности маневриро­вать. Ну, а тормоз довершит карти­ну блокировкой колес и полной неу­правляемостью. Останется только мощная центробежная сила, которая неуклонно будет толкать автомобиль к внешней стороне поворота, на тот самый «авось», результат которого непредсказуем.


В такие мгновения водитель пе­рестает понимать логику событий, которые он обязан контролировать и нести определенную ответствен­ность, в том числе и перед законом.
В середине прошлого века для вождения автомобиля было доста­точно трех классов церковно-приход-ской школы. Россия давно стала стра­ной повальной грамотности, но вож­дения это до сих пор не касается. У нас и автомобилем все еще пыта­ются управлять, как лошадью, за­пряженной в телегу: полуразвалясь, потягивая руль, как вожжи. Но авто­мобиль, в отличие от телеги, при скорости 60 км в час пролетает 18 метров в секунду. Именно это обстоятель­ство и определяет посадку водителя. Она должна характеризоваться как поза готовности.


Такая поза должна обеспечить мак­симальную расслабленность и мгно­венную готовность к концентрации и к «взрывным» действиям. Вроде бы взаимоисключающие понятия, но зо­лотая середина есть, выработанная в результате опыта многихлюдей. Поза готовности является базой, которая обеспечивает выполнение возникаю­щих задач. Из правильной посадки вытекает постановка рук, обеспечи­вая им комфортное состояние подве­шенных противовесов, без лишних движений способных за счет перераспределения веса совершить по­ворот руля на фиксированный угол, и, что немаловажно, возвращать и фик­сировать его именно в то положение, с которого оно начиналось.


Фиксация руля в положение «пря­мо», точное знание, в каком положе­нии в данный конкретный момент на­ходятся ваши колеса, является крае­угольным камнем водительского ма­стерства. При дефиците времени и на большой скоростМ, в случае по­падания автомобиля в ритмический занос, это незнание приводит к пе­чальным последствиям.





Поза готовности обеспечивает строго вертикальное положение - прямая спина, прижатая к сиденью, получает важнейшую информацию о положении автомобиля в пространстве. Идеальным считается, когда спина голая, а сиденье - железное. Но это не очень практично и совер­шенно некомфортно. Поэтому нужно
руководствоваться правилом: чем сложнее и экстренней ситуация, тем жестче ваша левая нога должна вжи­мать вас в сиденье. Вестибулярные сенсоры человека расположены в височных долях и будут снабжать нас качественно верной информацией только при строго вертикальном по­ложении головы. Попробуйте похо­дить, отклонившись назад градусов на тридцать. Это неестественно, и ваш организм начнет ошибаться. Неправильная информация заставит вас вернуться в нормальное поло­жение. Однако, что же происходит на дороге? Присмотритесь и вы уви­дите, что добрая половина водите­лей управляют автомобилем, полу­лежа на сиденье или, наоборот, на­валившись на руль. В экстренной си­туации, чтобы совершить необходи­мые действия по управлению авто­мобилем, первым придется прибли­зиться к рулю, оторвав спину от си­денья, вторым - отодвинуться от руля. И те, и другие неизбежно поте­ряют время, отпущенное на экстрен­ную стабилизацию машины, а воз­можно вообще потеряют эту возмож­ность.


Ноги тоже должны быть готовы к быстрому перемещению, работе на педалях. Правая стопа пяткой долж­на прочно обосноваться под педа­лью тормоза, в случае надобности обеспечивая надежное прямое усилие, которое при экстренном тор­можении должно составлять не ме­нее сорока килограммов. Левая нога должна надежно фиксировать водителя на сиденье автомобиля.


Кроме того, вертикальная поза позволяет максимально расширить сектор обзора. Визуальная инфор­мация делится на:
- перспективное зрение, отвеча­ющее за дальний сектор (от 300 м);
- текущее (от 100 м);
- ближнее - пространство перед капотом;
- периферийное - боковой габа­рит, видение работы рук, щиток при­боров;
- задний сектор обзора.


Мониторинг секторов должен про­водиться постоянно, коротким фиксированием и быстрой оценкой ин­формации. Достигается это посто­янными тренировками, приучающими зрение быть быстрым и цепким. Правильное объемное получение зрительной информации - это 70% безопасности водителя.


Распространенный случай: на до­роге стоит огромная фура, аварий­ный знак. И непременно найдется тот водитель, который видит только
то, что находится перед капотом. В результате знак он замечает в по­следний момент. Поэтому с завид­ной регулярностью на наших дорогах водители влетают под большегруз­ные фуры, нетренированные глаза «слона» не замечают.





Не менее важно и положение рук на руле. Если соотнести ихсцифер-блатом часов, правильная постановка будет со­ответствовать точкам «десять» и «два», с обязательным нахождением больших Пальцев внутри рулевого колеса. Такое положение является наиболее рацио­нальным, обеспечивающим активную безопасность, гарантирующим постоян­ную фиксацию рулевого колеса и готов­ность в любой момент совершить дей­ствия как в скоростном, так и в комби­национном качестве.


Материал предоставлен Сергеем Александровичем Ениным

Никто не голосовал