Мы в TwitterМы В Контакте

Урок 9 "Тормоза придумали ТРУСЫ!"



Торможение является очень важным элементом в управлении автомобилем. Оно дает возможность исправить последствия ошибок в прогнозировании ситуации и помогает безопасно разрешить многие дорожные ситуации. Трудность выполнения, без специальных навыков, является одной из основных причин ДТП с тяжелыми последствиями.


Если при торможении вы не учтете некоторые специфические особенности в виде блокировки колес или низком коэффициенте сцепления шин с дорогой, то это может спровоцировать критический занос, вращение и опрокидывание автомобиля.


Опасность кроется в том, что в обычных условиях торможение в основном осуществляется служебным способом: плавное постоянное усилие на педаль позволяет скорректировать длину тормозного пути и точность остановки в нужном месте. Поэтому создается ложное впечатление, что в экстренной ситуации автомобиль остановится, как вкопанный, где нужно и как нужно.


В школе высшего водительского мастерства одно из основных упражнений - торможение. Из всех приемов торможения экстренное - наглядно демонстрирует водителям, насколько желаемое отличается от действительного. С первого раза ни один автомобиль не останавливается в заданной точке. «Недолет» и «перелет» измеряется десятками метров, выявляя попутно полное или частичное отсутствие корректирующих навыков по курсовой стабилизации автомобиля. Нажимая на педаль тормоза, очень важно чувствовать ту грань, за которой начинается блокировка колес. В этом случае торможение практически прекращается, сколько бы вы ни жали на педаль. Черные полосы сгоревшей резины на наших улицах красноречиво это показывают.


Водитель обязан представлять себе длину тормозного пути при внезапной незапланированной остановке своего автомобиля на разных скоростях движения. Не менее важно знать, как это будет выглядеть на различных покрытиях. Хороший водитель использует опережающий прогноз, основанный на знании и опыте, плохой - борется с внезапным фактором. В результате многие ДТП объясняются неожиданно возникшей аварийной ситуацией.


Большинство аварийных ситуаций можно предвидеть. Первый сигнал к опасности - это полностью или частично закрытый обзор. Простейшая подготовительная мера - перенос ноги с педали газа на педаль тормоза в критической ситуации дает преимущество 0,1 -0,2 секунды и сокращает тормозной путь от 4 до 7 метров! Во многих случаях для предотвращения столкновения эти метры играют решающую роль. Для водителя, не прошедшего специальной подготовки, движение на скорости в 120 км/ч превращается в «русскую рулетку», когда он не знает, как поведет себя автомобиль при экстренном торможении и не представляет длину тормозного пути.


Нужно коснуться еще одного важного момента. Дело в том, что отсутствие специальных навыков заставляет неподготовленного водителя на любую ситуацию реагировать экстренным торможением. Правила движения тоже настаивают на этом действии. Но опыт показывает, что во многих случаях маневр объезда реально может уберечь от аварии и других неприятностей. Это подтверждает и тестирование. Беда в том, что прерывание торможения, когда уже ясно, что тормозного пути явно не хватает и нужно переходить к маневру объезда, доступно единицам.


Хотя казалось бы, что может быть проще убрать ногу с педали тормоза? Действительно, это не сложно, но не в экстренной ситуации. Отсутствие элементарных навыков и незнание приемов торможения приводит к двигательному ступору.


Опасность заставляет водителя давить правой ногой на педаль, что есть силы, нога становится непослушной и водитель не в состоянии убрать ее с педали тормоза. Тут уже в управление вмешивается инстинкт самосохранения, который в этот момент истошно вопит: «Останови эту чертову железяку, нам пора выходить». Только неумолимая логика и практические занятия на автодроме в подобных обстоятельствах помогут из них выйти с достоинством на дороге. Безвыходные ситуации крайне редки. Даже при кажущейся неизбежности лобового столкновения, есть несколько вариантов развития событий. Но это только у тех, кто к ним заранее подготовлен.


О способах ступенчатого, импульсивного, контактного торможения и торможения вращением мы поговорим в следующем уроке. Пусть ваша удача на дороге будет заранее подготовлена.


Материал предоставлен Сергеем Александровичем Ениным

Никто не голосовал